Ученые создали читающий мысли прибор

Ученые создали читающий мысли прибор

in_article_658e1f84e8Ученые из США нашли способ узнать, насколько собеседники понимают друг друга во время разговора. Для этого нейрофизиологи создали прибор на основе инфракрасных спектроскопов, который показывает активность гемоглобина в мозге. Изобретение ценно не столько тем, что позволяет «читать мысли», сколько тем, что дает возможность использовать его далеко за пределами лаборатории, отмечается в статье в журнале Scientific Reports.

Разные мысли человека активизируют разные участки в его мозге — это было известно давно, но «читать мысли», фиксируя активность мозга, ученые могли только в лабораторных условиях с помощью громоздких аппаратов, вроде МРТ. Прибор, который разработали ученые из университета Дрекселя в Филадельфии, представляет из себя подобие шапки с электродами. Это устройство более дешевое и легкое в производстве, при этом оно позволяет наблюдать сразу за несколькими участниками беседы в условиях обычной жизни. Кроме того, с его помощью ученые могут наблюдать за длительным рассказом и реакцией на него, тогда как в предыдущих исследованиях удавалось получить реакцию лишь на отдельное слово или короткую фразу.

Описываемый прибор фиксирует изменения концентрации и распределения молекул гемоглобина в человеческом мозге, из чего ученые могут делать вывод о том, какие районы мозга сильнее задействованы в тот или иной момент.

Возможности прибора были испытаны на группе добровольцев. Трое из них были спикерами, еще 15 — слушателями. Отмечается, что спикеры выступали без подготовки, что приближало условия эксперимента к обычной жизни.

Один из спикеров выступал перед аудиторией на английском языке, то есть публика понимала, о чем он говорит. Два других спикера были носителями турецкого языка, и их речь слушатели не понимали.

В случае с англоязычным спикером «считыватель мыслей» показывал, что у него и слушателей активизируются одни и те же участки мозга, то есть люди действительно понимали и осознавали услышанное. При этом мозговые участки у слушателей «загорались» с 5-секундным отставанием от спикера, что свидетельствовало о процессе обработки поступающей информации.

В случае с незнакомым языком активные участки мозга у спикера и слушателей практически не совпадали.

По мнению исследователей, их изобретение открывает возможности для анализа взаимодействия аудитории и спикеров в различных сферах, где это критически важно знать. Например, подобный прибор поможет узнать, доходчиво ли лектор объясняет студентам новую тему, или понимают ли друг друга деловые партнеры во время переговоров или политики и избиратели во время митингов и встреч.

Читайте также: