Корабельная верфь и ее назначение

Судостроение – одна из важнейших отраслей мировой промышленности. Практически каждая страна, имеющая выход на море или океан, имеет свою несколько собственных судостроительных предприятий – верфей.

Верфь — место для постройки и/или ремонта судов и кораблей. Помимо этого, верфи используются для демонтажа судов и расчётов различных параметров (допустимые вес, плотность груза и прочее).
Как правило, верфь представляет собой ряд сооружений для постройки кораблей и корабельных деталей, и их ремонта (доков, доковое оборудование, цехов, стапелей, эллингов, мастерских, складов и т. п.).

Почти всегда верфь расположена рядом с водоёмом обеспечивающих выход в море/океан или реку, встречаются также и плавучие верфи, расположенные непосредственно на воде.
Верфи различаются по назначению (судоремонтные и судостроительные) и по габаритам обслуживаемых судов.

Постройка судна на верфи состоит из 4 этапов:
Достапельного – обработка материалов и изготовление деталей, сварка
Стапельного – сборка корпуса, проверка гидроизоляции
Достроечного – спуск судна на воду и завершение сборки на плаву
Сдаточного – комплекс испытаний для введения судна в эксплуатацию

В Российском судостроении существует относительная классификация предприятий по спусковой массе производимых судов. Верфи разделяются на 5 классов, чем ниже класс верфи – тем меньше спусковая масса, но выше средняя скорость производства судов.


Спусковая масса судна более 7000 т
Спусковая масса 3500-7000 т
Спусковая масса 1000-3500 т
250-1000 т
Спусковая масса меньше 250 т

На текущий момент в России действуют почти 200 судостроительных предприятий. Крупнейшими центрами российского судостроения являются Санкт-Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская область.
В мировой судостроительной промышленности, сегодня очевидно доминирование азиатских стран. Две лидирующие во всём мире судостроительные предприятия принадлежат компаниям – Hyundai и Daewoo, расположенным в Южной Корее.

Третий по величине производитель судов Imabari Shipbuilding, занимающий 6,6 % мирового рынка, расположен в Японии.
Так же важным производителем некоторых судов, таких как сухогрузы, газовозы и контейнеровозы является Китай.