Как заработать денег играя в любимую игру?

Нет, это не заголовок из вирусной рекламы, это сегодняшняя реальность под названием киберспорт. 7 июня 2016 года киберспорт был внесен в реестр официальных видов спорта приказом министерства спорта России.

ks4

Случилось то, от чего долго открещивались и до сих пор не понимают многие люди в нашей стране и, особенно в Северной Осетии – за игры стали платить. Привычные для нас игры не просто признали спортом, за «развлечения для школьников» теперь платят огромные деньги.

Компьютерным спортом интересуются более 130 млн человек по всему миру. И число этих людей стремительно растет. Так что же такое киберспорт и каковы его перспективы в нашей республике.

Для начала стоит сказать, что киберспорт это не название отдельной дисциплины, а собирательный термин для совершенно разных игр. Конечно, не все из них считаются спортивными. Киберспорт это в первую очередь соревнование реальных людей. Главное требование к любой киберспортивной игре — отсутствие случайности, поскольку победа игрока или команды должна зависеть исключительно от навыков спортсмена.
В списке самых популярных и высокооплачиваемых киберспортивных дисциплин мира значатся:

  1. Dota2 (призовой фонд главного турнира года составляет более 20 млн долларов)
  2. League of Legends (2,5 млн долларов)
  3. Counter-Strike: Global Offensive (2 млн долларов)
  4. SMITE (2 млн долларов)
  5. Call of Duty (1 млн долларов)
  6. World of Tanks (500 тысяч долларов)
  7. Hearthstone (250 тысяч долларов)
  8. FIFA (1.3 млн долларов)
ks1

РПГ – это жанр компьютерных игр, где игрок берет под свой контроль определенного героя с набором стандартных навыков, характеристик, умений.
Шутер — жанр видеоигр, в котором игровой процесс основывается на сражениях с использованием огнестрельного и метательного оружия с видом от первого лица: игрок воспринимает происходящее глазами главного героя.

Стоит отметить, что находящийся в списке наиболее оплачиваемых игр Hearthstone, несмотря на большие призовые, не может считаться полноценной киберспортивной дисциплиной. Все дело в том, что в игре присутствие элемент рандома (случайности), от которой не зависят умения игрока, а удача может значительно повлиять на победу или поражение в матче.


Что же нужно обычному человеку, чтобы стать успешным киберспортсменом? Среднестатистический профессиональный игрок тратит кучу своего свободного времени, совершенствуясь в игре. Тренировки порой могут занимать более 10 часов в день, в результате которых оттачивается скилл (умение) и понимание игры.

Чтобы узнать, насколько успешен в компьютерном спорте тот или иной игрок в каждой игре существует своя рейтинговая система, по которой можно понять являетесь ли геймер «нубом» (любителем) или профессионалом. Например, в доте это рейтинговая система очков, если у игрока набрано более 6000 очков, он может считать себя профессионалом. В CS:GO система рангов, где Silver – это начинающий игрок, а Supreme и Global Elite – ранг профессионалов.


Пока геймеры по всему миру во всю зарабатывают миллионы, в Осетии киберспорт только зарождается, но уже существует команда по игре Dota2, которая может навязать борьбу крупным коллективам России – Majestic12. Капитаном является осетин Никита «mb_i» Чехоев (между именем и фамилией пишется игровой ник), еще в команду входят 4 парня из Кабардино-Балкарии.

«Это не только развлечение, но и отличный способ подзаработать, почувствовать себя профессионалом», — рассказывает Никита. Команда уже выиграла LAN-турниры (турнир, проходящий в компьютерном клубе, либо стадионе, где вся команда играет вместе) в Пятигорске и Минеральных Водах. Победы принесли Majestic12 более 60 тысяч рублей, внушительная сумма для региональных турниров. Летом команда выиграла ЛАН-турнир во Владикавказе, призовой фонд которого составил более 25 тысяч рублей. Двое участников команды входят в топ-200 лучших игроков Европы. Довольно успешный результат, если учесть, что по всему миру в Dota2 играют около 11 млн людей.

«Идея объединить молодежь, увлекающуюся киберспортом, возникла не на пустом месте. Соседние регионы уже давно развиваются в этом направлении на официальном уровне, соседние страны — на государственном», — рассказывает один из создателей владикавказского проекта «South e-Sport» Алим Мерденов.

Он признается, что самым сложным этапом для развития киберспорта является нахождение спонсоров, так как до сих пор люди слабо осведомлены как работает эта индустрия.

«У нас были проблемы со спонсорами, но нам повезло, мы заручились поддержкой известной компании «MSI Russia», которая сильно нам помогла. Мы смогли провести турнир в клубе, освещала его профессиональная студия комментирования WarWar», — делится Алим.

К сожалению, занимаясь развитием киберспорта в Осетии, «South e-Sport» приходится рассчитывать исключительно на собственные силы, так как помощь извне не поступает.

ks3

Для России это кажется сумасшествием, но в Южной Корее и Китае геймеры уже давно считаются национальными героями, победы азиатских спортсменов отмечают всей страной, а киберспорт там был признан еще в начале 2000-х годов. В Пекине-2008 чемпионы мира по Warcraft III, Ли «Sky» Сяофэн и Чан «Moon» Джэ Хо, пронесли олимпийский огонь по улицам столицы Китая, а Алан Енилеев, победитель турнира WCG 2006 по Need for Speed (гоночный симулятор), стал одним из знаменосцев Игр в Сочи.

Пока многие потешаются над самой идеей признания игры спортом, самый богатый человек России – Алишер Усманов и его компания USM Holdings по полной вложилась в киберспорт, инвестировав в команду Virtus Pro 100 миллионов долларов. Это, на секундочку, почти треть республиканского годового бюджета. Выделенные деньги пойдут на популяризацию компьютерного спорта, создание новых международных турниров и лиг, а также на постройку новых киберспортивных арен. Как говорят эксперты «Если Усманов вложился на 100 миллионов, то вскоре он получит прибыль в размере 1 миллиарда».

В Осетии большинство людей не признают киберспорт, считая его уделом подростков, которым нечем заняться, кроме как сидеть за компьютером. С одной стороны это может и хорошо, поощряется здоровый образ жизни. Да и образ киберспортсмена у непосвященных это худенький подросток, сгорбившийся перед монитором. Довольно часто этот стереотип не имеет ничего общего с реальностью.

Для игроков из таких именитых организаций, как Natus Vincere (NaVi) и Virtus Pro киберспорт – уже давно не увлечение, а работа. Ребята, получают зарплату, за их физическим и психологическим состоянием здоровья наблюдают тренеры и психологи – все очень серьезно.

Итак, среднестатистический профессиональный геймер зарабатывает в год около 20 тысяч долларов, а топовые игроки больше 100 тысяч долларов. Это не означает, что сейчас каждый ребенок должен примкнуть к монитору и 24 часа в день играть в игры, успеха добиваются лишь самые талантливые и усидчивые, впрочем, как и в любом обычном виде спорта. Не всем дано стать великими борцами или футболистами, но может быть рано или поздно в Осетии вырастут известные на весь мир киберспортсмены.

ks5

«Компьютерные игры здорово развивают реакцию и моторику. В процессе игры мы совершаем более 150 осознанных движений в минуту», — рассказала в интервью МатчТВ чемпион мира по Counter-Strike Елена «meG» Урусова. Вместе с тем она отмечает, что занятия исключительно киберспортом с самого детства не лучший вариант для ребенка: «Детей нужно привлечь заниматься обычным спортом. Люди приходят домой с работы и думают: «Ох, еще с сыном играть. Лучше посажу его за компьютер, а сам отдохну». Потом эти же люди критикуют киберспорт».

Несмотря на то, что депутат Госдумы Елена Мизулина пытается добиться запрета шутеров (в простонародье стрелялок), в Москве уже создан первый в России факультет киберспорта на базе Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма. На этом факультете изучают «Теорию и методику компьютерного спорта».

В Осетии дело обстоит немного сложнее, в республиканском министерстве спорта о киберспорте пока не готовы говорить. Можно понять, где на волейбол нет денег, должно пройти немало времени, прежде чем у нас заговорят о компьютерных играх на высоком уровне.

ks2

Ускорить этот процесс может главное спортивное телевидение России – МатчТВ. Телеканал уже начал вещание киберспортивных дисциплин (в конце октября был показан турнир EPICENTER по CS:GO с призовым фондом в 500 тысяч долларов). Генеральный продюсер канала Тина Канделаки признается: «Через пять, десять или пятнадцать лет я абсолютно уверена, что киберспорт будет конкурировать с самыми популярными видами спорта, которые сегодня, казалось бы, собирают весь мир, всю планету у телевизоров».

Так что хотите вы этого или нет, но за киберспортом будущее.

Михаил Григорян